E-mail
Пароль
запомнить меня
Никнейм
Имя
Фамилия
Эл. почта

Пароль
Еще раз
Что тут написано?

Основные угрозы национальной безопасности России с океанских и морских направлений в XXI веке

Геополитическая ситуация в мире на рубеже XX и XXI веков бурно изменяется и характеризуется постоянными столкновениями политических, экономических и военных интересов стран и коалиций государств, в том числе и в Мировом океане. При этом полного отказа от силовых решений в конфликтных ситуациях ожидать не приходится. В связи с этим угрозы национальным интересам России в регионах океанов и морей, прилегающих к нашему побережью, не могут считаться маловероятными и нереальными.
Возможные угрозы национальной безопасности России в данном контексте могут быть связаны в основном со следующими факторами: качественным и количественным наращиванием мощи ВМС и их вооружений другими странами в регионах, прилегающих к нашему побережью; территориальными притязаниями, неурегулированными вопросами о разграничении экономических морских зон и континентального шельфа; ущемлением экономических интересов государства и посягательствами на его природные богатства; интенсивной и противоправной разведывательной деятельностью других государств в российских водах; пиратством и терроризмом на море. Указанные факторы могут послужить при определенных условиях предпосылками возникновения вооруженных инцидентов и конфликтов, локальных и региональных войн, вероятность которых в последнее время резко возросла. Потенциальная угроза их возникновения существует во многих регионах мира, в том числе практически на всем протяжении морских границ Российского государства.
На Севере, в относительно благополучном в этом плане регионе Баренцева моря, отношения России и Норвегии осложнены неурегулированностью вопроса границы континентального шельфа и между экономическими зонами (так называемая "серая зона"). В определенной перспективе можно ожидать от норвежского руководства намерений по пересмотру разграничения арктических вод, континентального шельфа и экономических зон. В последние годы четко обозначилась тенденция введения в одностороннем порядке Норвегией квот вылова рыбы, невыгодных для российских моряков. Уже сейчас отмечается интенсивная деятельность НАТО по освоению архипелага Шпицберген, использованию здесь существующей инфраструктуры кораблями и авиацией блока и созданию новой. В будущем Норвегия может отказаться от демилитаризованного статуса Шпицбергена, попытаться вытеснить Россию с архипелага. Следует также полагать, что в перспективе будет возрастать интенсивность разведывательной деятельности и проведения учений в регионе, освоения театра натовскими воинскими формированиями.
На Западе, в регионе Балтийского моря, источниками напряженности могут стать: выдвигаемые в Литве, Польше и ФРГ требования уменьшить группировку российских войск, а затем полностью демилитаризовать Калининградскую область; дальнейшее продвижение блока НАТО на восток; территориальные притязания Литвы на отдельные районы этой области, в частности на Куршскую косу; дискриминация русскоязычного населения в странах Балтии.
Политические круги ряда европейских стран считают группировку ВС РФ в Калининградской области основным дестабилизирующим фактором в регионе. Они полагают, что стремление России укрепить свою военную мощь на Балтике может существенно затруднить процесс создания коллективной безопасности в зоне Балтийского моря. Прогнозируется несколько вариантов возможного развития ситуации в регионе. В частности, один из них предусматривает установление контроля над Калининградской областью со стороны международных организаций под предлогом оказания ей всесторонней помощи с последующим приданием статуса свободной экономической зоны. При этом не исключается вариант ее полного отделения в будущем от России с дальнейшей переориентацией на Германию или Литву. В данном контексте России отводится роль второстепенного партнера при решении этого вопроса и в дальнейшем предполагается вытеснение ее из военно-политического пространства Балтийского моря.
Прибалтийские государства настойчиво стремятся в НАТО. Руководство блока в свою очередь, не дожидаясь свершения этого "де юре", оказывает всестороннюю военную помощь странам Балтии, формирует необходимую инфраструктуру на их территориях и сколачивает новые группировки. Так, начато формирование объединенных балтийских ВМС, в состав которых должны войти корабли Германии, Дании, Польши, Латвии, Литвы и Эстонии. На Юге, в регионах Черного и Каспийского морей, интересам России не соответствуют усиление влияния воинствующего исламского фундаментализма, попытки отдельных кругов ущемить экономические интересы нашего государства в вопросах разработки и эксплуатации каспийского и среднеазиатского нефтегазовых месторождений и последующей транспортировки добытого сырья, бурный рост боевой мощи ВМС Турции, настойчивое продвижение НАТО в Черноморский бассейн.
Наличие постоянно "тлеющих" и готовых в любой момент разгореться вновь очагов конфликтных ситуаций в Чеченской республике, между Грузией и Абхазией, Арменией и Азербайджаном, возрастание происламских настроений в Закавказье и среднеазиатских республиках СНГ, нерегулируемый рост мусульманско-татарского населения в Крыму создают опасные предпосылки для реализации идей "истинного ислама" на базе воинствующего национализма. В определенной перспективе они могут послужить основой для возникновения новых кризисов и вооруженных конфликтов в регионе.
Конфликтная ситуация, чреватая серьезными осложнениями, складывается также вокруг нефтегазодобычи на континентальном шельфе Каспийского моря, транспортировки добытого сырья оттуда, а также из Восточного Казахстана. Турция при поддержке международных монополий, и прежде всего американских, а также некоторых закавказских государств препятствуют российскому проекту, предусматривающему доставку нефти и газа в Европу из Средней Азии и Закавказья через порт Новороссийск, пытаясь реализовать свой, в соответствии с которым нефтегазопроводы пройдут через ее территорию с выходом в Средиземное море.
В силу этих причин Турция установила национальный режим судоходства в черноморских проливах, существенно ограничивающий проход через них российских кораблей и судов, и прежде всего танкеров. Весьма решительно действовать при решении столь сложных и деликатных международных вопросов, затрагивающих интересы многих государств, и в первую очередь России - бывшей сверждержавы, позволяет Турции, как представляется, осознание собственной силы и слабости противостоящей стороны. Ведь турецкие ВМС уже значительно превзошли по боевой мощи Черноморский флот.
В последние годы беспрецедентно возросла активность стран НАТО в регионе Черного моря. Заметно расширились за последние годы контакты между Североатлантическим союзом и причерноморскими государствами по линии командования ВМС, регулярными стали заходы в порты Румынии, Болгарии и Украины кораблей блока, во время которых выполняются мероприятия по совместной отработке задач в море, изучаются возможности использования инфраструктуры указанных стран по обслуживанию натовских военных кораблей и их экипажей.
На Востоке, в северо-западной части Тихого океана, национальным интересам России противоречат претензии со стороны Японии, Китая и США на раздел сфер влияния и захват лидирующей роли в регионе, территориальные притязания указанных стран к нашему государству, хищническое разграбление морских богатств в российской экономической зоне.
Во внешней политике Японии четко прослеживается тенденция использования экономических и политических рычагов в целях благоприятного для Японии решения территориальной проблемы. Она, как известно, считает своими принадлежащие России острова Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи и спорными называет остальные Курильские острова и Южный Сахалин.
Токийское руководство, стремясь закрепить за Японией статус ведущей мировой державы, обеспечить решение в своих интересах спорных международных проблем, в качестве одного из приоритетных направлений на ближайшую и долгосрочную перспективу определяет развитие своих ВМС. В связи с провозглашенным отказом от применения ВС только в пределах национальных границ принято решение об активизации развития амфибийно-десантных сил флота, которые могут составить основу сил быстрого развертывания. И хотя указанное решение оговаривается возможностью участия национальных ВС в миротворческих операциях, нельзя полностью исключать вероятность применения ВМС, в первую очередь группировки амфибийно-десантных сил, и для силового решения спорных территориальных проблем с Россией.
На дальневосточном фланге Россия имеет еще одного мощного соседа, нацеленного на геополитическое расширение. Китай быстро набирает экономическую и военную силу. Вместе с тем, он отягощен проблемами быстрорастущего перенаселения и недостатка природных ресурсов. В силу этих причин в некоторых приграничных районах Приморья китайцев стало в 1,5 - 2 раза больше, чем русскоязычного населения. По мере усиления миграционного потока и образования на российском Дальнем Востоке обширных районов компактного проживания китайцев территориальная проблема в отношениях между нашими двумя государствами может приобрести особую остроту и стать взрывоопасной. Несмотря на заключенные с Россией соглашения, Китай продолжает выдвигать притязания на целый ряд российских территорий. Отказ от удовлетворения территориальных претензий либо попытки притеснения огромной и практически не подчиняющейся российским законам китайской диаспоры на Дальнем Востоке могут послужить в будущем при определенных обстоятельствах поводом для решения спорных проблем и силовым путем.
Особое место с точки зрения соблюдения национальных интересов нашего государства занимает проблема обеспечения суверенитета России в ее прибрежных водах и воздушном пространстве.
Разведывательная деятельность иностранных государств у нашего побережья в последние годы отнюдь не ослабла, а наоборот еще более усилилась. При этом она становится все более активной, а порой и наглой. Подтверждением этому могут служить неоднократные нарушения наших территориальных вод иностранными подводными лодками в 90-х годах. Следует также отметить, что американской стороной проводились беспрецедентные разведывательные операции по установлению разведаппаратуры на дне и подключению к нашим подводным кабельным линиям связи в Охотском и Белом морях. Имеются документальные подтверждения о подъеме американцами с помощью специальной техники со дна океанов и морей наших затонувших подводных лодок, баллистических и крылатых ракет, ядерных авиабомб для последующих их транспортировки и изучения в США. Такие операции, по признанию бывших руководителей ЦРУ, являлись гордостью ВМС и санкционировались лично президентом США.
Подобные и иные разведоперации проводятся в еще более широком масштабе и не менее скрытно и поныне. Примером этому могут служить так называемые "Научные арктические экспедиции" подводных сил США, выполняемые по программе SCICEX. В рамках этой программы "двойного" назначения американским военно-политическим руководством и их союзниками под прикрытием научно-исследовательской деятельности осуществляются широкомасштабные разведоперации по изучению и освоению Арктического бассейна своими подводными и противолодочными силами. Кроме того, наряду с военной направленностью в этой деятельности также явно прослеживается устремление ряда западных держав в перспективном экономическом освоении российской Арктики, в том числе трассы Северного морского пути.
Пиратство в открытом море и вооруженные нападения на суда неподалеку от берега или стоящие на якоре вне портов стали серьезной угрозой флотам многих стран. Проблема морского пиратства непосредственно затрагивает интересы и России. Только по сведениям Дальневосточного морского пароходства ежегодно отмечается несколько десятков случаев захвата и преследования гражданских судов различных ведомств РФ в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях. При этом отчетливо проявляется тенденция ежегодного роста подобного рода преступлений. Создается реальная угроза безопасности членов российских судовых команд и пассажиров, находящихся в заграничных рейсах, экономическим интересам государства, в связи с чем требуется принятие соответствующих и безотлагательных контрмер.
Одной из особенностей современного терроризма является то, что сфера его действий простирается не только на сухопутные территории и воздушное пространство, но также и на море. Тем самым под постоянную угрозу ставятся судоходство, торговля, водные пути сообщения между государствами. Особенно реально стала восприниматься эта угроза в нашей стране после захвата прочеченски настроенными террористами теплохода "Аврасия" с российскими гражданами на борту в турецком порту Трабзон в январе 1996 года.
Учитывая расширяющиеся масштабы терроризма в мире, сложную внутриполитическую ситуацию в нашей стране, следует очевидно ожидать, что эта акция является отнюдь не последней и терроризм на море станет для нас проблемой нередкой, весьма острой и уже не столь отдаленной, а приблизившейся вплотную к нашим берегам. Не всегда результаты борьбы с террористами на море могут быть практически бескровными, как в случае с "Аврасией". История знает и другие более трагические случаи, например, захват палестинскими экстремистами итальянского теплохода "Акиле Лауро" в 1985 г. или антисалазаровской группировкой португальского круизного судна "Санта Мария" в 1961 г.
Возникает резонный вопрос: способна ли будет российская сторона действовать также решительно и профессионально как американская в случае с "Акилс Лауро"? Ведь там США для того, чтобы захватить террористов и отомстить за смерть одного погибшего американца предприняли беспрецедентные меры: было организовано прослушивание засекреченных переговоров египетского высшего политического руководства; международный авиалайнер с террористами на борту был перехвачен над Средиземным морем и принужден к посадке на итальянскую авиабазу; американские спецподразделения были готовы для выполнения поставленной задачи уничтожить египетских охранников и итальянских карабинеров, но к их огорчению не получили на это разрешения; итальянский самолет с арестованными террористами преследовался вплоть до его посадки в Риме; штурм итальянской тюрьмы, куда были помещены террористы, не состоялся только потому, что был дан "отбой" операции.
Сейчас весьма сложно спрогнозировать, какой из многочисленных указанных факторов и при каких условиях может послужить первопричиной или поводом возникновения опасного инциндента, который может перерасти в вооруженный или в военный конфликт. Вместе с тем, с полным основанием можно полагать, что силовые акции и военные действия против России могут быть предприняты вследствие неконтролируемого развития кризисной ситуации в силу указанных причин либо для так называемой "защиты демократии и прав человека", право на которую произвольно присвоил себе узкий круг стран. Так, как это было, например, в Югославии.
В новом столетии войны с участием или против России приобретут совершенно иной, непривычный для нас облик. Высокотехнологически оснащенный противник будет наносить массированные удары высокоточным оружием по противостоящей стороне, находясь за пределами досягаемости ее средств поражения. Эти удары будут сопровождаться мощным радиоэлектронным и информационно-психологическим воздействием, проведением диверсионных акций силами специальных операций и широким использованием оружия, основанного на новых физических принципах.
В этих войнах будущего военно-морская составляющая будет иметь в большинстве случаев превалирующее значение. ВМС ведущих стран мира станут наиболее универсальным, мобильным, неуязвимым и эффективным видом ВС, способным решать широкий круг задач не только на океанских и морских, но и в глубине континентальных ТВД.
Так, например, в XXI веке ракетно-ядерные силы морского базирования таких держав, как США, Великобритании и Франции, будут играть главенствующую роль в их стратегическом ядерном потенциале, приобретут возможность нанесения первого контрсилового ядерного удара. Кроме того, в США ведутся разработки относительно дешевых МБР, запускаемых из торпедных аппаратов подводных лодок. Это сделает ненужным в будущем строительство специальных ракетоносцев, даст возможность применять МБР, в том числе при необходимости и в неядерном снаряжении, массированно, скрытно, бесконтрольно, практически с любого носителя и из любого района Мирового океана.
В начале следующего столетия ВС США завершат создание разведывательно-ударной системы большой дальности, основу которой составят подводные лодки и надводные корабли - носители крылатых ракет "Томагавк" (с общим боекомплектом более 4000 ед.), палубная авиация, разведывательные компоненты и АСУ, действующие в реальном масштабе времени. Уже в настоящее время ВМС способны поражать указанными ракетами три четверти всей сухопутной территории Земного шара. Ракеты "Томагавк" последних модификаций будут выполняться по технологии "Стелт", иметь систему передачи видеоданных, позволяющую корректировать их траекторию в полете, перенацеливать и оценивать в реальном масштабе времени результаты ударов. Они будут оснащаться сменными БЧ различного назначения. В частности, наряду с уже ставшими классическими предполагается использовать БЧ для поражения заглубленных КП и механизированной бронетехники, для создания мощного ЭМИ, выводящего из строя радиоэлектронное оборудование и т.д. При стрельбе по береговым объектам такие ракеты будут иметь дальность действия более 3000, а по морским - около 2000 км.
Силы и средства флотов развитых зарубежных государств станут важным передовым элементом системы ПРО на ТВД. Боевые корабли будут оснащаться специальными ЗРК, предназначенными для поражения МБР противника в полете гиперзвуковыми самонаводящимися боеприпасами на дальностях до 200 км, надводные корабли будут оснащаться электро-термохимическими артиллерийскими установками, комплексами лазерного и СВЧ оружия с дальностью применения до сотни км.
Нельзя также не сказать о реальной возможности применения уже сейчас против сил и объектов наших флотов выборочно, а в ближайшей перспективе и массированно, различных средств информационно-психологического воздействия, оружия основанного на новых физических принципах, а также нетрадиционного. Так, в США и некоторых других странах НАТО ведутся широкомасштабные разработки по созданию средств программно-технического воздействия на информационные системы противника ("логических бомб", "программных вирусов", т.н. "кноуботов" и т.д.), вводящих в заблуждение синтезаторов голоса, высокомощных генераторов ЭМИ, психотронного оружия, голографических установок, аэрозольных психотропных веществ, биорецептур для разложения боеприпасов, нефтепродуктов, резиновых покрытий и т.д.
В заключение следует подчеркнуть, что для эффективного противодействия всему указанному спектру потенциальных, а в целом ряде случаев уже и реальных угроз национальным интересам России нам необходимо иметь мощный и современный Военно-Морской Флот, способный отразить агрессию с океанских и морских направлений, нанести любому противнику сокрушительное поражение, надежно выполнять сдерживающие функции по отношению к проявлениям недружественных намерений других морских держав, защищать политические и экономические интересы страны в Мировом океане. Сила - вот тот решающий аргумент, который действует отрезвляюще практически на любого желающего извлечь политические, экономические и другие выгоды из спорной и неординарной ситуации. Кроме того, необходимо отметить, что действенное обеспечение интересов России в регионах океанов и морей, прилегающих к ее побережью, невозможно без организации всестороннего взаимодействия и координации усилий различных федеральных ведомств: Министерства обороны, Федеральной пограничной службы, Службы внешней разведки, Федеральной службы безопасности, Федерального агенства правительственной связи и информации и др. Своевременная реализация указанных мер позволит успешно защитить государственные интересы в столь важной для России области национальной безопасности.

БАЙКОВ Е.А.
академик Международной академии информатизации и Академии военных наук,
доктор военных наук,
профессор
28.09.2009
Обсуждение темы
Нет комментариев
© 2004—2012 Союз силовых структур. Разработка: TAG